простой, "быстрый", выстрел с минимум расчетов дано: миномет, ящик с зарядами, таблица, инстр карты, рюкзак пренебрегаем поправками на разницу высот точно знаем свое местоположение и/или есть GPS начальная подготовка: 1. ставим точную метку на наш миномет 2. берем в ящике с зарядами нужный нам заряд, кладем в инвентарь 3. подходим к миномету и через АСЕ меню (клавиша Win) на стволе орудия нажимаем "зарядить миномет" -> <тип снаряда> http://prntscr.com/mdm8np 4. садимся в миномет на место стрелка
определение параметров цели: 5. прямо на карте вызываем инструменты карты (должны быть в инвентаре) через меню с собой (ctrl+win) -> "инструменты карты" -> "показать инструменты карты малый/средний/большой размер" http://prntscr.com/mdm980 6. наводим точку в центре на метку нашего миномета http://prntscr.com/mdm9e4 7. с зажатым Alt вертим инструменты вокруг своей оси, пока красная линия не пересечется с меткой на цель http://prntscr.com/mdm9ld 8. далее на внешней шкале (которая в MILах) определяем азимут на цель, записываем/запоминаем (на скрине 23.40)
9. перемещаем инструменты карты совмещаем 0 точку линейки и метку на наш миномет, определяем расстояние до цели, цифры на линейки - расстояние в километрах, у меня получилось 3390м
расчет параметров стрельбы 10. открываем таблицу поправок через меню с собой меню с собой (ctrl+win) -> "снаряжение" -> "открыть 82мм таблицу... "
11. в левой части выбираем заряд 2 (разница в точности, времени полета мины, влияние траектории на точность не рассматривается - у нас "простой" способ), находим в столбце RANGE значение наиболее близкое к дистанции до цели (определенное в п.9) и смотрим соответствующее значение в столбце ELEV, запоминаем/записываем это наше возвышение, у меня получилось 1098
ввод параметров и стрельба 12. садимся в миномет, открываем прицел (правой кнопкой), мышкой вертим вправо влево пока показатель азимута вверху прицела не совпадет с азимутом на цель, определенным в п.8, умноженному на 100 (азимут у нас 23.40 крутимся пока на прицеле не будет 2340) (см скрин в п.15) 13. если вверху прицела значения трехзначные, а не четырехзначные, вам надо переключиться на MILы, через меню АСЕ -> Toggle MILS. в градусах оставлять нежелательно, т.к. возвышение у нас также переключится на градусы
14. с помощь клавиши F выставляем количество зарядов, в нашем случае в 2, ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО, забудем и 3.31 кг взрывчатки полетит гораздо ближе цели, наверняка союзники скажут спасибо. количество зарядов можно глянуть в правом верхнем углу 15. с помощью клавиш PgUp/PgDown и Shift+PgUp/PgDown выставляем значение возвышение вычисленное в п.11
16. выстрел (левая клавиша мыши), вот результат (да да, цель не поражена):
17. перезаряжаемся (п.2-3) и повторяем выстрелы чуть чуть играясь с азимутом и возвышением. Понимание насколько давать разброс определятся на глаз ( в данном методе) и приходит с опытом. вот результат 5 выстрелов выстеленных с одинаковыми параметрами, чтобы вы могли оценить естественный разброс:
выводы: Несмотря на то, что мы не смогли поразить цель, данный метод и верный и применяемый, т.к. обычно метки на противника не являются абсолютно точными, а миномет работает по площадям. Недостаточная точность, связана с пренебрежением разницы высот, на равнине или низких холмах у нас было бы попадание, как рассчитывать разницу высот и иные приемы обращения с минометом я покажу ниже. Вот скрин выстрела с поправками (возв 1076):
Перепады высот, заряды и прочие сложности как видите из предыдущего поста в некоторых случаях требуется делать поправку на разницу высот, для этого:
Определение высоты все просто наводим на карте мышкой и смотрим цифорки это и будут высоты того места, куда навели мышкой на этапе подготовки надо определить высоту миномета в данном случае это 6м на этапе определения параметров цели мы должны определить и высоту цели над уровнем моря, у нас это 225м
--
На случай если РБ отключит эту волшебную халявку с подсказками высот или вы будете играть на более хардовом сервере, то высоты придется определять по горизонталям
на карте у нас есть горизонтали это линии красного и коричневого цветов и указатели высот вершин и других примечательных объектов черного цвета для определения высоты произвольной точки надо найти к ней ближайшую высоту с указателем или море и отчитать от нее количество красных, а потом оранжевых горизонталей фишка в том, что при разном масштабе карты горизонтали означают разный перепад высот максимальное приближение: красная - 5м, оранжевая - 1м чуть дальше: красная - 10м, оранжевая 2м еще дальше: красная 25м, оранжевая 5м
для определения прибавлять или отнимать высоты можно уменьшить масштаб и глянуть как идет перепад высот в плюс или минус, пример:
и обратите внимание что на этой сборке (чистый АСЕ) никаких указателей высот нету
расчет параметров стрельбы Получаем возвышение для одинаковых высот как в п11 топика 1) вычисляем разницу высот между целью и минометом 225-6=221м 2) переводим разницу высот в сотни метров 221/100= 2,21, округляем для приемлемой для нас точности ~2 3) берем из таблицы значения поля "D ELEV PER 100M DR" (разница возвышений для 100м высоты) для нашей дальности (3400м) у нас выходит 11 (см. скрин в п. 11 топика) 4) умножаем на разницу высот 2*11=22, это наша поправка по высоте 5) если цель выше миномета вычитаем поправку из возвышения полученного в п.11, если цель ниже миномета прибавляем 1098-22=1076 6) это значение и выставляем в ELEV на миномете на скрине в топике видно куда попал снаряд когда я провел расчеты с учетом разницы высот
вычитать или прибавлять: если мы хотим пустить мину дальше, то нам надо опускать ствол орудия если цель выше нас, то ствол надо опустить еще ниже, т.е. еще уменьшаем elev
в общем виде формула выглядит так: возвышение из таблицы - поправка по высоте * (высота цели -высота миномета) / 100 1098-11*(225-6)/100
количество зарядов
в мануале я использовал заряд 2 и не парился, это применимо в большинстве случаев но есть пара ньюансов: чем больше заряд тем выше траектория полета, а следовательно дольше время полета снаряда т.е. ваша цель имеет больше шансов убежать, пока летит приветик также увеличивается рассеивание, это не столь существенно - на скрине в п.17 видно рассеивание на почти максимальной дальности: как то довольно точно долетели. но при этом у нас меньше ошибка из-за неточности подсчета поправки на высоту, вот так это работает:
подводя итог используем 2, если нам не критична скорость подлета снаряда
стрельба с большим перепадом высот данные приведенные из таблицы верны для разницы высот в 100 и 200м позволяют попадать с приемлемой точностью для 300м если вы выше цели, следует избегать стрельбы по целям разница высот с которыми более 300м, а если иных вариантов нету, то закидывать снаряд дальше чем показывают расчеты
внезапно (для меня), оказалось что снаряд летит не по прямой а по баллистической траектории и для того чтоб поднять его на высоту 100м требуется одна энергия, а на следующие 100м уже большая и эта зависимость различается для стрельбы на разных дистанциях, да еще и разные если цель выше и ниже нас. Короче сложноватые формулы получаются - никто на твт такое использовать не будет, проще найти позицию, где перепад высот не будет таким жестким. Соответственно данные корректировок высот из таблицы идеально верны только для первых 100м. Опытные стрелки могут вводить поправку "на глаз", основываясь на личном опыте. вот вам примерная методика, которая как-то позволяет попадать: значение таблицы не умножаем на разницу высот кратную 100 а вычитаем (прибавляем) последовательно цифры из таблицы разделенные 100м, столько раз сколько у нас разница высот пример разница высот 450м, дистанция 3800м, цель ниже нас к исходным 990 прибавляем 21, потом 17,15,13 и половинку от 11 =1061
полярная сетка Если вы заранее определили позицию миномета, вы можете нанести на карту сетку (по сути полярную систему координат) на каждом луче подписать по какому азимуту он идет и сделать засечки с указанием возвышения для разных дистанций, это позволит на игре очень быстро стрелять по произвольной цели. Данный метод является трудоемким для холмистой местности, или если миномет вынужден будет менять свои позиции
распределение обязанностей расчет из 2х человек. стрелок: определяет дальность до цели, азимут и разницу высот(если необходимо) заряжающий (счетовод при расчете из 3х человек): производит расчет возвышения по данным полученным от стрелка, стрелок: производит выстрел по расчетам полученным от заряжающего, определяет необходимый разброс(счетовод) по азимуту и возвышению (раскидывает снаряды по азимуту и возывшению) заряжающий (подает снаряды)
просьба проверить корректность данных - да и вообще покритиковать, все расчеты теоритические обкатки на практике(именно работы с таблицей) пока не было
создал таблицу облегчающую расчет параметров для стрельбы из миномета фичи: - перевод градусы в милы - корректировка по высоте цели - при заданном рассеивании задает разброс параметров по высоте и по возвышению) - при заданном рассеивании задает границы области поражения
========= спасибо [VRG]Difo за найденную ошибку, файл перезалит обновил таблицу: - добавил инструкцию - добавил уже готовые расчеты на любую дистанцию (ваще нихера ничего теперь делать не надо, просто определи азимут и расстояние)
файл перезалит, ссылка в посте выше при открытии выдает ошибку (связано с экспортом из гугла в эксель), но вроде все работает нормально
конвертирование гугл-эксель сбоит поэтому выкладываю ссылку на первоисточник https://docs.google.com/spreads....t#gid=0 доступ на редактирование не даю чтоб использовать надо создать свою копию и дальше уже работать с ней
обновил топик - составил мануальчег просьба кому интересна тема, составить видео по мануалу (коллеги могут с непониманием отнестись, если я буду чейто там про минометы болтать, а дома этим лень заниматься) во вложении файл с миссией где я тестил (включены трассеры) ну за одно расскажите мне, что нипонятно и сложнааа в самом мануале