Подробнее про ПАК ФА Т-50.
Перспективный авиакомплекс фронтовой авиации («Сухой» Т-50 ПАК ФА) — многоцелевой отечественный истребитель пятого поколения, созданный подразделением ОКБ Сухого, где его обозначили Т-50. Совершил первый полет 29.12.2010 г. Планируется серийное производство на КнААЗе, где в данный момент ведется сборка тестовых образцов. Полномасштабное серийное изготовление будет запущено в этом году, а с 2013 ведется лишь мелкосерийная сборка самолетов для проверки вооружения. Этим современным истребителем военное руководство страны хочет в будущем вытеснить Су-27 из внутренних войск России. Также разрабатывается экспортная модификация самолета совместно с индийскими инженерами-конструкторами, названа FGFA ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Требование разработать высокоманевренный и незаметный истребитель впервые поступило в конструкторские бюро в конце 80-х годов. Как планировалось, он должен был заменить во фронтовой авиации Су-27 и МиГ-29. Поэтому во время разработки было создано 2 проекта. Один из них получил название 1.44, и разрабатывали его в РСК «МиГ», а второй – Су-47, разработкой которого занимались в ОКБ Сухого. Однако распад СССР и, как следствие, погружение страны в тяжелый экономический кризис привели к недостатку финансирования, и оба проекта пришлось сворачивать. Правда, Су-47 успели выпустить и использовали его как летающую лабораторию. Возможно, по этой причине возобновление разработок истребителя пятого поколения было поручено специалистам из КБ Сухого. ХОД РАБОТ НАД СОЗДАНИЕМ ПАК ФА (Т-50) Проектирование истребителя 5-го поколения началось в 2002 г. Макет нового самолета в 2004 г. продемонстрировали перед президентом РФ В.В. Путиным, а в 2005 г. уже было выделено финансирование разработки. Декабрь 2007 г. На своей пресс-конференции гендиректор ОКБ «Сухой» М. Погосян обнародовал перспективы, согласно которым летные и наземные испытания ПАК ФА (Т-50) должны были начаться в 2009 г., а серийный выпуск – в 2015. 26.12.2008 г. А. Зелин, главнокомандующий ВВС России, заявил, что первый готовый образец данного истребителя наша страна получит 12.08.2009 г., и в этом же году он впервые поднимется в воздух. Также, с его слов, в 2010 будет произведено еще 3 11.08.2009 г. Собрано 3 самолета. Первый полет рассчитан на ноябрь, а второй – на декабрь 2009 г. (слова руководства ВВС России). Тяжелые метеоусловия не позволили поднять в воздух «Сухой» Т-50 ПАК ФА в оговоренные сроки. В конце 2009 самолет только смог совершить пробежки по взлетной полосе аэродрома, первый полет перенесли на январь 2010. В секрете старались сохранить внешний вид самолета до официального пресс-релиза первого полета истребителя 5-го поколения КБ Сухого. Страницы прессы и интернета были переполнены недостоверными данными о новинке отечественного самолетостроения. 23.12.2009 г. Были выполнены первые пробежки ПАК ФА Т-50 на базе аэродрома «Дземги» (Комсомольск-на-Амуре). 25.05.2010 г. После визита делегации Общественной палаты РФ в Бразилию и Аргентину один из ее членов Иосиф Дискин заявил, что Бразилия очень заинтересована в совместном проектировании истребителя пятого поколения. ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ Первым поднять в воздух «Сухой» Т-50 ПАК ФА поручили заслуженному летчику-испытателю, Герою России Сергею Богдану. И случилось это 29.01.2010. Второй полет был датирован 12.02.2010 г., как и впервые, выполнен на аэродроме «Дземги». Спустя 3 дня, 15.02.2010, на том же аэродроме успешно удалось совершить третий проверочный полет ПАК ФА Т-50 Для доработок авионики полеты решили прекратить и возобновили в середине марта. Как заявил глава КБ «Сухой» М. Погосян, уже за первые 3 полета на новом боевом самолете удалось достичь угла атаки в 27° − потрясающий результат, которого на Су-27 удавалось достичь лишь спустя полгода летных испытаний. По состоянию на 6.04.2010 г. Т-50 ПАК ФА завершил 6 испытательных полетов, все – успешно. Как заявили специалисты оборонно-промышленного комплекса, существенных доработок самолету не понадобится. 8.04.2010 г. Самолетом Ан-124 «Руслан» перевезли первый образец ПАК ФА в Жуковский, где планировалось продолжить основной этап испытаний военного самолета 5-го поколения. Старт летных испытаний в Жуковском начался уже 29 апреля, и управлял машиной тот же Сергей Богдан. Первый этап летных и наземных испытаний «Сухого» Т-50 ПАК ФА завершился в середине июня 2010 г. Обошлось без происшествий. Начиная с конца ноября 2010 г., к летным испытаниям подключают вторую машину ПАК ФА. 14 марта 2011 г. впервые удалось военным самолетом пятого поколения преодолеть сверхзвуковой барьер, после чего началась полноценная проверка возможностей Т-50 на сверхзвуковых скоростях. На средину августа 2011 г. обоими экземплярами было совершено 84 полета. Для широкой публики первый полет продемонстрировали 17 августа 2011 г. на авиавыставке МАКС-2011. Спустя 2 года в общей сложности было совершено более 450 вылетов, а на МАКС-2013 представили полет одновременно трех ПАК ФА с выполнением ряда трюков. СТОИМОСТЬ На своей пресс-конференции президент Владимир Путин заявил, что на первый этап создания военного самолета 5-го поколения ушло 30 млрд. руб. и еще столько же нужно для полного завершения проекта. Однако если сравнить эту стоимость с западными прототипами, то наша боевая единица оказывается дешевле примерно в 2,5-3 раза. Индия согласна закупать «Сухой» Т-50 ПАК ФА по стоимости $100 млн за один самолет. Общие сведения: Большая часть информации о боевом самолете пятого поколения засекречена, поэтому можно лишь предположительно описать характеристики истребителя. Если взять размах крыла, то он уступает по величине Су-27. По общей массе относится, как и Су-27, к разряду тяжелых истребителей. Самолет полностью соответствует всем требованиям к истребителям 5-го поколения: малозаметность, обладание сверхзвуковой крейсерской скоростью, способность маневрирования с большими перегрузками, оснащение передовой авионикой, многофункциональность.
Кабина Кабина в «Сухом» Т-50 ПАК ФА одноместная, по сравнению с Су-27 немного шире. Оснащена генератором кислорода. В некоторой мере оборудование напоминает кабину Су-27. Отображается информация на двух индикаторах МФИ-35 с дисплеем 15". Еще два многофункциональных индикатора, меньших размеров, отражают информацию выше справа. Плюс в наличии имеется широкоугольная коллимационная система ШКС-5 и речевой информатор. Как стало известно, на стекле пилота тоже будет видна часть летной информации. Органы управления – центральный рычаг управления самолетом (РУС) и боковой рычаг управления двигателем (РУД). Из двух частей состоит фонарь кабины: задней и передней (козырька). Открытие его происходит сдвигом назад задней части. В модификациях Т-50-1, Т-50-3 переплет продольный, а в остальных он отсутствует. Предполагается, что в будущем конструкция фонаря кабины будет значительно изменена. На внутреннюю сторону фонаря нанесли специальное покрытие, что уменьшило радиозаметность самолета на 30%. Как заявил «Интерфаксу» 23 мая 2010 г. С. Поздняков, гендиректор НПП «Звезда», на ПАК ФА поставят катапультное оборудование 5-го поколения. Из его слов следует, что по своим особенностям оно должно существенно превосходить кресла, установленные на самолетах, которые в то время были приняты на вооружение в ВВС России. Главным отличием новой катапульты станет задействование электронной системы управления смещением кресла, напрямую связанной с информативной системой истребителя. Данная система будет в автономном режиме анализировать скорость аппарата, высоту его полета, угловые скорости, углы крена, тангажа и прочие параметры. Также учитывается значение веса пилота, который допускается в пределах от 44 до 111 кг. Проверка нового кресла проводится параллельно летным испытаниям. Согласно словам Позднякова завершить работу над креслами пятого поколения планируют в конце 2010-го. Новое оснащение кабины, система жизнеобеспечения и кислородная система на ПАК ФА также будут доработаны в этом году – добавил гендиректор НПП «Звезда». Малозаметность Одним из главных требований к военному самолету пятого поколения является его малозаметность, суть которой заключается в применении комплекса мер, уменьшающих вероятность обнаружения истребителя с помощью систем наземной и воздушной навигации. Не только кабина, но и другие покрытия отделаны отражающими материалами и специальными радиопоглощающими конструкциями, которые ослабляют сигнал и отражают его в сторону исходника. | |
Просмотров: 3217 |
Всего комментариев: 0 | |